Елена Романова
Житель наукограда Анатолий Смирнов в этом смысле – явление уникальное. Инженер ЭМЗ имени Мясищева, для которого увлечение фотографией стало профессией, в 1993 году сменил КБ на перо и камеру, и уже четверть века является бессмменным фотокорреспондентом городской газеты «Жуковские вести».
Сегодня Анатолий Смирнов – признанный мастер фотографии, руководитель творческого объединения фотографов «Двор» и по-прежнему ведет фотолетопись Жуковского.
Поводом для интервью стал 75-летний юбилей мастера и приуроченная к нему персональная выставка, прошедшая в галерее «Пятый Дом» в конце января. Хотя, трудно поверить, что динамичный, стремительный, подтянутый, всегда доброжелательный и улыбчивый Анатолий перешагнул этот рубеж: молодость все-таки – это состояние души… Может быть, причина – в занятиях йогой, а может быть в том, что родился мастер в Татьянин день, 25 января, что навсегда зарядило его энергией студенчества.
На юбилейной выставке фотокорреспондента жуковской городской газеты в галерее Пятый дом было представлено 56 работ. Это портреты, жанровые фотографии, пейзажи, отражающие смысловой акцент выставки – «Эмоции. Жизнь. Движение».
На снимках Анатолия Смирнова – жуковчане: люди науки, летчики, художники, медики, музыканты, спортсмены. Объектив фотокорреспондента фиксирует важные события жизни города, а пристальный взгляд художника создает неповторимый образ наших современников.
Ю.А. Борис. Фото А. Смирнова. 2005 г
Вулкан Этна, Сицилия. Фото А. Смирнова
Академик Г.С Бюшгенс. Фото А. Смирнова.2006 г.
Выставка оставляет чувство сопричастности с автором. В глазах людей на снимках Анатолия Смирнова явственно ощущается доброе отношение модели к человеку за стеклом объектива, и эта доброта человеческих взаимоотношений наполняет зрителя позитивом.
Стремительный, подтянутый, улыбчивый
– Анатолий Александрович, как получилось, что увлечение переросло в профессию? Инженеры в 90-е стали «лишними людьми»?
– Как-то так. После окончания Московского энергетического института я поступил на работу в 11-е отделение ЛИИ, которое через два года было преобразовано в отдельное предприятие – специализированное отдельное конструкторское бюро (СОКБ). Мы занимались работой на космос – разрабатывали пульты управления для пилотируемых космических аппаратов, а также космические тренажеры для орбитальных станций. На этом замечательном предприятии я проработал до 1980 года. А в потом меня «переманили» на ЭМЗ, где шла работа по теме «Буран». Ездил в командировки, присутствовал на запуске космического челнока на Байконуре. А потом проект свернули. Деньги на «Буран» закончились. И началась у меня другая эра – фотожурналистики.
В 1992 году я впервые появился в газете «Жуковские вести». Принес свои фотографии. Какое-то время еще оставался на предприятии, подрабатывая в газете по выходным, а с 1993 года стал штатным фотокорреспондентом.
– А фотографией когда заинтересовались?
– Еще в школе. Хотя у меня не было своего фотоаппарата, но я ходил в фотокружок в городской дом пионеров. Учился фотографировать, проявлять пленки, печатать. Первый свой фотоаппарат я купил после первого курса в 1961 году. Снимал много, в основном институтскую жизнь – друзей, наши походы, пейзажи, городские сюжеты, людей. Фотоаппарат все время носил с собой.
– Эти фотографии сохранились?
– Есть несколько фотоальбомов, и куча пакетов от фотобумаги набиты снимками. Нужно бы что-то оцифровать, но нет времени.
– Среди них есть уникальные фотографии, которыми гордитесь?
– Трудно сказать. В выставках тогда участия не принимал, однако моя фотолетопись не осталась незамеченной. Меня пригласили снимать для институтской газеты. Можно сказать, еще в те годы я стал работать в прессе. С главным редактором этой газеты мы жили вместе в общежитии, и там он меня приметил. Так что фотокорреспондент я «со стажем».
– Сколько у вас всего было выставок?
Персональная – первая, юбилейная в этом году. А в коллективных много раз участвовал. В ОСКБ и на ЭМЗ были увлеченные фотографией люди. Мы перезнакомились, и устраивали выставки, даже провели городскую фотовыставку в фойе кинотеатра «Взлет». Позже фотографии выставлялись в редакции. Ну, а в девяностых появилась замечательная традиция ежегодно проводить городскую фотовыставку в галерее Пятый Дом.
– А потом появился клуб «Двор»?
– Сначала, в 2010-м году появилось желание провести коллективную фотовыставку. Поддержал меня в этом проекте замечательный фотограф Игорь Гришин, позже к нам присоединились Виктория Гринева, Наташа Трусилова и Сергей Гвоздев. Впятером мы создали неформальное объединение фотографов «Двор» и провели семь выставок, в которых приняли участие более 30 авторов – фотографов Жуковского и Раменского.
Выставки тематические, например, прошлом году мы обратились к теме черно-белой фотографии, выставка так и называлась: «Белое-черное». Сейчас нам понравилось устраивать по две выставки в год – весной в Пятом доме, и осенью в галерее Лайн Арт.
– Спонсоры есть?
– Нет. Все – сами. Хотя, нет – один раз нам была оказана спонсорская помощь, когда мы затеяли большой проект во Дворце культуры, для которого потребовалось напечатать фотографии большого формата.
– Вам как фотомастеру ближе аналоговая фотография или цифровая?
– Для меня это не имеет никакого значения. Фотоаппарат – всего лишь инструмент. Цифровая камера – это сегодняшний день. На самом деле можно сделать плохой снимок камерой «Кэнон» за десять тысяч долларов и гениальный – простой «мыльницей». Все зависит от того, кто снимает, от его способности видеть сюжет, образ.
– На вашей персональной выставке было представлено много портретов.
– Я людей всегда любил снимать. Когда подбирал снимки для выставки, то оказалось, что у меня много интересных портретных снимков. Как корреспондент, я встречался с выдающимися учеными, известными летчиками, замечательными врачами, учителями, людьми науки и искусства, спортсменами. Каждый из них – личность, и мне хотелось запечатлеть этот неповторимый образ.
Но жанр – городские репортажные снимки и пейзаж тоже представлены.
– Фотография и журналистика для вас одно целое? Отделяете вы в себе фоторепортера и художника?
– По работе больше приходится «включать» корреспондента. Но стараюсь смотреть на объект глазами художника.
– Когда фотографируешь, не ускользает ли прелесть быстротечности момента? Например, вот идет прекрасная девушка, а ты, вместо того чтобы просто полюбоваться ею, вынужден доставать камеру?
– Есть такое дело, – смеется Анатолий. – Когда с собой нет фотокамеры, порой облегченно вздыхаешь, что можно просто полюбоваться прекрасным пейзажем или красивой девушкой.
Елена РОМАНОВА